Подарочный набор — хороший способ продать два-три товара вместо одного. В предпраздничные дни комплекты могут существенно поднять выручку магазина. В статье мы расскажем, как комплектовать наборы, где их размещать в магазине, как провести эти комплекты в товароучётке. Поделимся опытом нескольких продавцов, которые регулярно комплектуют наборы и за счёт них продают больше.
Готовые подарочные наборы уже давно стали привычным товаром на полках любых магазинов. Например, сладкие новогодние наборы в красочных упаковках — это атрибут Нового года, как ёлка и мандарины. Дети получают такие подарки на утренниках в садах и школах, от родителей, бабушек и дедушек в качестве дополнения к основному презенту. Нередко такие комплекты закупают компании для поощрения своих сотрудников, но с некоторыми поправками в составе и упаковке.
Повтор одного и того же предмета в наборе. Вы заметили, что в сладких подарках всегда есть несколько конфет одного сорта? Это сделано не случайно, а чтобы дать возможность распробовать вкус детям и взрослым. Наверняка что-то понравится, и позднее они уже целенаправленно придут в магазин за этими сладостями. По этому принципу можно комплектовать все съедобные подарки мелкого состава. Да и несъедобные тоже.
Достаточно простые маркетинговые правила имеют доказанную эффективность. Комплектация подарков в преддверии Нового года, Рождества и других сезонных праздников должна стать таким же обыденным процессом, как стандартная закупка товаров. Да и в обычные дни всегда найдётся покупатель, который внезапно вспомнит, что завтра день рождения сослуживца или друга, и купит готовый набор, чтобы не бегать в поисках того самого уникального подарка.
«Мы продаём хороший китайский чай. Он требует некоторых знаний и опыта. Новичку очень трудно выбрать, когда перед ним стоят банки с незнакомыми китайскими названиями, а он знает только, что хочет „какой-нибудь зелёный чай“. Пару лет назад мы начали собирать наборы по 5–10 пробников — каждый на одну-две заварки. Закупили коробки, напечатали красивые наклейки. И такие подарки отлично пошли в продажу.
Мы делаем тематические сборки. Например, в наборе „Зима“ у нас согревающие красные чаи, дольки бергамота. Есть наборы „Всего по чуть-чуть“ для знакомства с разными чаями, есть упаковки пробников чисто зелёного чая, габа или шу пуэров. Часто потом к нам приходят люди и просят „вот этот чай, я попробовал, очень понравился“. Это один из способов привлечь новых постоянных покупателей.
Это, пожалуй, самый сложный по номенклатуре вид торговли. Каталог достигает нескольких сотен страниц, а товарные позиции исчисляются тысячами. Для комплектации подарков здесь есть масса возможностей. С чего следует начать? Первое — определить самые ходовые позиции из универсальной категории. Это могут быть уходовые аксессуары, органайзеры в багажник, мобильные холодильники, пылесосы для салона. Из этой же категории подбираются застрявшие на складе позиции.
«Сейчас месячный оборот моего бизнеса — 400 000 ₽. А начинала я пять лет назад с крохотного ларька и 20 000 ₽. Подарки комплектую только два года. В состав входят цветы с обязательной установкой в оазис, конфеты и мягкие игрушки. Независимо от праздников, в месяц я продаю не менее 15 наборов. Пик приходится на день святого Валентина и 8 марта — 40–50 подарков продаются за один день. На Новый год продажи меньше — не больше десяти штук. В этом году планирую дополнять подарки гелиевыми шарами. По соседству открылся магазинчик праздничной атрибутики, с поставками проблем не возникнет.
Никогда не делаю заранее фруктовые букеты. Они портятся моментально, и если не продаются, то все фрукты приходится выбрасывать из-за особенностей сборки: каждый плод нанизывается на шпажки, на следующий день их уже употреблять в пищу нельзя. Поэтому, если клиенты хотят, то заказывают съедобные букеты заранее. А вот подарки с игрушками и конфетами собираем впрок. Даже если пара штук застрянет, убытков не будет. Их легко разукомплектовать и большинство составных частей использовать в новом наборе».
Владельцам магазинов канцелярии собирать подарки просто и выгодно. Они не теряют своей актуальности даже после праздников, если подобрать универсальную упаковку, а сезонную атрибутику добавлять по мере надобности. С целью увеличения продаж именно на Новый год лучше добавить капельку волшебства в оформление. Например, снежинка или фигурка Деда Мороза на коробке или снежная стружка из гофрированной бумаги в самой упаковке.
Первые наборы мои продавцы сделали 19 декабря на День святого Николая. Их было всего шесть штук. Состав из ассортимента магазина — тушка цыплёнка плюс килограмм филе и свиная отбивная плюс 1–1,5 килограмма рёбрышек. Красиво уложили в пластиковые лотки под пищевой плёнкой, наклеили стикер с названием магазина. Подарки забрали сразу после выкладки на витрину. Чистая прибыль составила 4500 ₽. На личном опыте убедился, что цена — это второстепенный вопрос. Главное — подача товара. Теперь подарки комплектуем заранее перед каждым праздником, стабильно продаётся 30–35 штук».